Граффити (итал. graffiti, от греч. писать) — надписи или рисунки на стенах зданий и переходов, вагонах поездов, а также заборах и прочих вертикальных поверхностях. Иногда — форма фольклора. Считается одним из видов самовыражения молодёжи. Самоназвание современных художников граффити — райтеры (англ. writers).
Нанесение граффити на здания и сооружения без разрешения владельцев этих объектов трактуется в уголовном праве многих стран как вандализм. В некоторых странах Европы, чтобы рисовать граффити, нужно получить лицензию.
Современная история
Два послевоенных изобретения позволили граффити получить второе рождение. Во-первых, аэрозольная краска, производство которой было налажено в 1949, позволила с лёгкостью наносить относительно красивые многоцветные изображения. Во-вторых, появились бунтарские субкультуры наподобие хип-хопа, в которых разрисовывание стен превратилось в акт против общества.
Одним из первых современных райтеров считается нью-йоркский тинейджер по имени Деметриос. В конце 1960-х он начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 (TAKI 183) на стенах и станциях метро по всему Манхэттену. Вскоре другие тинейджеры заприметили TAKI и стали выводить собственные имена. Ранние райтеры не заботились о том, поймут ли их надписи зеваки. Однако, с появлением интереса к граффити, все стены были «убиты» тэгами. Читаемость отдельной надписи стала приобретать особую важность, и всё с одной целью — привлечь внимание прохожих. На этом этапе стиль письма и выбор места стали играть заметную роль. Каждому райтеру хотелось выделиться из общей массы и получить признание себе подобных. Далее стали применять несколько цветов краски, и, наконец, на стенах стали появляться целые композиции, некоторые из которых являются настоящими произведениями искусства.
Граффити стало долей экстрима в жизни современных подростков. В городах разрисовывать стены запрещено, и всегда есть доля риска — рисовать приходится ночью, а в случае опасности остаётся только бежать от полиции и рассерженных граждан. К тому же, для райтера дело чести — разрисовать труднодоступный, но хорошо заметный объект.
Сегодня звездой граффити является художник Бэнкси (Роберт Бэнкс). Этот человек родом из Бристоля. За несколько лет он сделал карьеру от никому не известного рисовальщика до одного из самых популярных художников в мире. Лица Бэнкси никто не видел, он тщательно скрывает от прессы данные своей биографии. Предположительно это связано с тем, что граффити в общественных местах до сих пор вне закона. За свои рисунки Бэнкси грозит тюремный срок. Картины Роберта Бэнкса, выполненные на стенах домов, являются примером для каждого серьезного райтера. Это не пустые буквы, а серьёзные рисунки на социальные и общественно значимые темы. Работы Бэнкси продаются на аукционах за 30-600 тысяч долларов.
Современный стиль письма
Стиль письма как способ узнать автора конкретного граффити к определённому времени исчерпал себя. И райтеры устремились использовать цвет и размер. Один из первых райтеров Stey и некоторые другие стали выписывать свои имена на поверхности поездов тонкими вытянутыми белыми буквами. И — что делало их непохожими на остальных — во всю длину и ширину вагона. Открытие толстых колпачков (фэткэп) привело к созданию подлинных шедевров. В 1972 году граффитчик, скрывающийся под тегом Super Kool 223, воспользовался распылителем с баллона от крема для бритья (т.е. заменил узкий колпачок на баллоне на толстый), что позволило ему покрывать больше поверхности широкими размашистыми «мазками». Super Kool 223 баллонами с краской жёлтого и розового цвета и фэткэпом на конце выписал своё имя на составе. Получились жирные розовые буквы в желтом окаймлении. Хотя работа была довольно посредственной, но, в то же самое время, это был самый цветной и выразительный рисунок в мире граффити, на то время.
Постепенно сформировался стиль рисования Bubble («пузырь»), в котором все буквы округлялись, становились похожими друг на друга и получались как бы дутыми, похожими на пузыри, готовые вот-вот разорваться или лопнуть. Чаще всего использовалось мало цветов, в основном два или три. Помимо стиля Bubble существует ещё множество других стилей. Вот самые известные из них:
Wild Style («дикий стиль»). Этот стиль отличается, прежде всего, нечитаемостью букв слова. Они настолько запутаны, что иногда даже люди, разбирающиеся в граффити и рисующие его, не способны разобрать надпись, не говоря уже о простых людях. И только те, кто сами рисуют в таком стиле, без особого труда смогут прочитать текст рисунка. Это происходит, прежде всего, засчёт того, что к буквам райтер прибавляет дополнительные элементы, которые отвлекают внимание от букв.
FX (или 3D style, «объёмный стиль»). Этот стиль отличается абсолютным объёмом букв. Чтобы придумать такой рисунок надо обладать развитой фантазией и незаурядным мышлением. При этом надо, чтобы все буквы сочетались друг с другом, и было довольно-таки понятно, что написано. Для этого нужны долгие годы тренировок.
Messiah Style. Оригинальность этому стилю придают буквы, словно написанные на отдельных листах и наложенные друг на друга. Этот стиль был изобретён жителем Нью-Йорка Vulcan, работы которого характеризуются своеобразной цветовой гаммой.
Charaсter. Charaсter — в нём используются персонажи, исполненные в стиле комиксов. Иногда присутствует рамка речи. В ней может быть или подпись райтера (тэг, с англ. «бирка», «этикетка»), или речь персонажа. На заднем плане часто присутствует надпись, выполненная в другом стиле. При изображении персонажа используются насадки с иглами для выделения тонких линий, волос, морщин и так далее. Этим стилем владеет не каждый райтер, так как он требует художественных навыков. Поэтому граффити в стиле Charaсter чаще исполняется командами.
Throw up — это стиль, который характеризует изображения, выполненные очень быстро. Они создаются с помощью обычных кривых линий и выглядят как грубо заполненные белым или серебряным цветом буквы, поверх накладывается один или два аутлайна. Throw up предпочитают бомберы. Количество для них важнее качества. Основной элемент их творчества — скорость. За короткий промежуток времени им удаётся поставить в нескольких местах собственные имена. Очень часто работа бомберов резко отличается от творчества подлинных райтеров или стайлеров. Последние вырабатывают собственный стиль в студии. С социальной точки зрения, деятельность бомберов мешает признанию лучших в художественном отношении произведений райтеров. «Творениям» бомберов часто не хватает грации. Необходимо некоторое усилие, чтобы заставить себя их разглядывать. Бомберы выбирают труднодоступные и опасные места, но, тем не менее, заметные для зрителей. В стиле Throw up работают даже настоящие райтеры, только они развивают изображение, создавая из начального знака сложную композицию. Бомберы предпочитают очень быстро писать короткие имена или выводить первые и последние буквы имени, ставя после них восклицательный знак. Стиль стал известен благодаря нью-йорскому райтеру I.N.
Blockbusters — это крупные, часто трёхмерные и очень широкие буквы (пример справа, «Разум»). В некоторых случаях они могут быть выполнены с помощью аутлайна, но иногда применяется и подсветка, для которой предпочитают белую и серебряную краски. Особенностью блоков является использование валика для закраски внутреннего поля. При очень большом размере к работе подключается группа. Blockbusters, в отличие от зародившегося в Нью-йорке стиля Throw up, появились в Лос-Анджелесе, где их использовали для обозначения своей территории уличные группировки. Громадные надписи служили своеобразной границей зоны влияния. До сих пор стиль Blockbuster часто применяется в основном для названия тусовки или кру, а не для аббревиатуры райтера. В группе каждый выполняет свою задачу. Один делает аутлайн, другой заполняет внутреннюю часть букв, третий придаёт изображению трёхмерность и т. д. По окончании работы ставятся теги всех членов команды.
Кислотный стиль- этот стиль был изобретен в России,UБN’ом. Для этого стиля характерны кислотно-яркие цвета, (от сюда и название)напоминает Bubble благодаря своими круглым формам, буквы должны быть похожими на кляксы. Вместо аутлайн выполняются лужи на заднем плане, они делаются чуть-чуть темнее, чтобы внимание сосредотачивалось на самих буквах. В общем целом рисунок будет напоминать лужи токсических отходов, картинка будет бросаться в глаза.
Так же существует стиль Zoo или Zooman. В этом стиле учтены элементы строений животных а также толщина вспрыска кэпа (Обычо для Zoo используют кэп skinny).
Инструменты райтера
Главный инструмент это краска, в баллонах конечно, хотя может использоваться и другая краска, для нанесения которой пользуются валиком. Обычно баллон с краской называют кэном(can), на баллоне имеется насадка, для распыления краски - кэп. Насадки бывают разными. Во-первых по способу крепления - man и woman, во-вторых, по толщине распыляемой линии Также применяются маркеры, трафареты, кисти и валики для покраски. А для защиты собственного организма райтеры используют либо бандану, либо респиратор.
Граффити в видеоиграх
Популяризация граффити в мире не могла не отразиться на игровой индустрии. На данный момент выпущена только одна видеоигра о граффити: Mark Ecko’s Getting Up: Contents Under Pressure. В ней рассказывается о парне по имени Трейн, свободном художнике, который связывает свою жизнь с противостоянием системе, в которой граффити является жестоким преступлением. По ходу игры у художника открывается иное видение мира, и он переосмысляет суть своего искусства. В игре используются различные средства для написания, такие как маркеры, аэрозоль, кисти и стикеры. По большому счету эта игра — очень неплохой путеводитель по миру граффити для тех, кто боится сам выходить на улицы города и писать.
В игре Grand Theft Auto: San Andreas есть возможность закрашивать граффити на территориях банд-соперников. Для этого используется только аэрозольный баллончик.
Граффити как элемент геймплея присутствуют в игре Tony Hawk Underground 2. При создании персонажа требуется выбрать себе личный рисунок-граффити или создать его в редакторе. В дальнейшем некоторые миссии потребуют нарисовать это граффити в определенных местах.
В игре Counter Strike излюбленным делом бойцов является рисование своих логотипов.
Граффити в кино
«Война стилей» — легендарный фильм о Нью-Йоркском граффити 80-х годов.
«Граффити» — российский фильм, снятый в 2006 г. режиссёром Игорем Апасяном. В главной роли — Андрей Новиков.
«Баскиа» — биографический фильм о Жан-Мишеле Баскиа. В главной роли Джеффри Райт, режиссер Джулиан Шнабель.
«Нэш Бриджес» - детективный многосерийный телесериал. Захватывающая, стремительно развивающаяся, криминальная интрига про двух полицейских в Лос-Анджелесе. В главной роли Дон Джонсон (Доналд Уэйн) / Don Johnson. Одна из замечательных серий полностью посвящена граффити.