-Бабл (Bubble)-В переводе с английского это слово означает «пузырь». Буквы, нарисованные в этом стиле, округлялись, становясь почти неотличимыми друг от друга, и производили впечатление «надутых», похожих на пузыри, готовые вот-вот разорваться или лопнуть. При создании рисунка использовалось, как правило, небольшое количество цветов. В основном это были два-три контрастных цвета, например: черный и белый, черный и серебряный и т. д. Этот стиль довольно прост в освоении; создание рисунка занимает очень мало времени. Поэтому чаще всего бабл используется для нелегального и быстрого рисования в оживленных местах (метро и т. д.). Размеры рисунка могут варьироваться: от полуметра в длину и высоту до десятков метров(!) Чаще всего этот стиль используется для бомбинга. (Бомбинг – это процесс, похожий на тэггинг, однако надписи становятся значительно крупнее, и в их создании обычно используются краски нескольких цветов.) Бомбят чаще всего в «сложных» местах, то есть, в таких, куда трудно добраться и где сложно рисовать. Однако рисунок должен находиться на видном месте, чтобы его могло видеть как можно большее количество людей.
-«Дикий» стиль (Wild Style)-Название хорошо отображает суть стиля. Кто-то округлял буквы, а кто-то, наоборот, старался их как можно больше «сломать», загнуть и окончательно запутать. Этот стиль отличается прежде всего нечитабельностью надписей. Слова настолько запутанны, что иногда даже бывалым райтерам (не говоря уже о простых людях) не под силу разобрать, что же написано на стене их коллегами. И только сами представители этого стиля способны прочитать зашифрованный текст. Сложности в прочтении вызваны прежде всего тем, что граффитисты снабжают буквы дополнительными элементами, сбивающими читателей с толку. Эти элементы либо отходят от букв в разных направлениях и последовательности, при этом переплетаясь между собой, либо подведены к другим буквам слова, образуя с ними единое целое. И подчас разобрать, где заканчивается одна буква и начинается следующая, способны только опытные эксперты граффити. Используются также различные стрелки, круги и другие фигуры, не относящиеся к буквам, но усложняющие общий вид рисунка. Часто созданию полной неразберихи способствует также и раскраска. Представители «дикого» стиля обычно используют очень много различных цветов и оттенков, которые не обязательно должны сочетаться между собой. Однако этот стиль и задумывался для того, чтобы рисунки были красивыми, яркими и непонятными, а также привлекали всеобщее внимание своей неординарностью. Сам стиль довольно сложен в исполнении; выполнение рисунка занимает много времени. Необходимо нарисовать прямые и четкие линии, раскрасить все и нигде не ошибиться. Придумать рисунок тоже довольно сложно, поэтому чаще всего он рождается в спокойной обстановке, в тихом месте, где ничто не должно мешать граффитисту полностью посвятить себя любимому занятию. Размеры рисунков колеблются от 1,5 до 10 (и больше) метров в длину и от 0,5 до 2 метров в высоту. Используется три-четыре цвета. Существует множество разновидностей стиля.
-Стиль Дайма (Daim style), или 3D-стиль-Стиль, придуманный относительно недавно, в 90-е годы ХХ века. Назван по имени своего создателя, немецкого граффитиста Дайма, который входит в одну из известнейших на сегодняшний день команд FX Cru. Этот стиль отличает полный, абсолютный объем букв, которые кажутся трехмерными. Он по праву считается самым сложным из всех стилей граффити. Придумать рисунок очень сложно: для этого необходимо обладать неординарной фантазией и незаурядным мышлением. Далеко не каждый граффитист способен работать в этом стиле, требующем также длительных тренировок. Важно также наличие таланта. Чаще всего работы в этом стиле выполняются на заказ. 3D очень сложен в исполнении, требует много краски, времени, хорошей поверхности и спокойной обстановки. Часто стиль применяется в оформлении различных клубов, рекламе и т. д. Из всех стилей этот наиболее зрелищен и производит самое глубокое впечатление на зрителей (в том случае, если он выполнен качественно). Размеры рисунков – от нескольких дм2 до 10 метров в длину и 3 – 5 (бывает и больше) в высоту. Используется различное количество цветов (4 – 5 и больше), сочетающихся друг с другом, чаще всего ярких. Часто рисункам придают «металлический» вид. Широко используется игра света и тени.
-Computer Roc Style - стиль "перелома". Предполагает разделение букв на отдельные фрагменты. Каждый из них наклонен в разные стороны, что создаёт большие неудобства при рассмотрении надписи. Эффект, близкий калейдоскопу. Стиль придумал Case 2 из Нью-Йорка.
-Blockbusters - это крупные, часто трёхмерные и очень широкие буквы. В некоторых случаях они могут быть выполнены с помощью аутлайна, но иногда применяется и подсветка, для которой предпочитают белую и серебряную краски. Особенностью блоков является использование валика для закраски внутреннего поля. При очень большом размере к работе подключается группа. Blockbusters, в отличие от зародившегося в Нью-йорке стиля Throw up, появились в Лос-Анджелесе, где их использовали для обозначения своей территории уличные группировки. Громадные надписи служили своеобразной границей зоны влияния. До сих пор стиль Blockbuster часто применяется в основном для названия тусовки или кру, а не для аббревиатуры райтера. В группе каждый выполняет свою задачу. Один делает аутлайн, другой заполняет внутреннюю часть букв, третий придаёт изображению трёхмерность и т.д. По окончании работы ставятся теги всех членов команды.
-Messiah Style - оригинальность этому стилю придают буквы, словно написанные на отдельных листах и наложенные друг на друга. По сравнению с предыдущим это - более мягкий стиль, несмотря на некоторую агрессию. Он был изобретён нью-йоркцем Vulcan, работы которого характеризируются очень своеобразной цветовой гаммой.
-Камуфляжный стиль - стиль, который черпает силу в цвете и в судорожной игре "loop"(петля), то есть мест соединения букв. Для того чтобы изображение было труднее скопировать, "петли" выводятся в нескольких местах букв, следуя за предыдущими.
-Мягкий динамичный стиль - восходит к предыдущему стилю, но линии становятся мягче, менее порывистыми и резкими, даже если изображение остаётся динамичным. Скручённые буквы всегда неразличимы и трудны для восприятия. Они сопровождаются кривыми линиями и многочисленными украшениями в более "мягких" формах. Этому стилю подражают многие, поэтому он существует в различных вариациях.
-Стиль Charaсter или просто кэрак. Charaсter – в нем используются персонажи, исполненные в стиле комиксов. Иногда присутствует рамка речи. В ней может быть или подпись райтера (автограф), или речь персонажа. На заднем плане часто присутствует надпись, выполненная в другом стиле. При изображении персонажа используются насадки с иглами для выделения тонких линий, волос, морщин и так далее. Этим стилем владеет не каждый райтер, так как он требует художественных навыков. Поэтому граффити в стиле Charaсter чаще исполняется командами. Граффити развивалось, качество рисунков становилось все лучше и лучше, возникали все новые стили, тенденции и направления. Постепенно граффитисты начинали добавлять к словам различные изображения: это могли быть изображения людей, вымышленных персонажей, животных и т. д. Персонажам придавались эмоции, движения; из их губ, казалось, доносились какие-то фразы. Распространенным приемом было изображение лица человека с полуоткрытым ртом, из которого и выносилось слово, написанное рядом в виде надписи. Со временем граффитисты стали рисовать изображения без надписей. Такое направление граффити получило название керекс (characts), от англ. слова «character» – персонаж, характер. В принципе, этот стиль не столь сложен, как Вайлд или Дайм, однако и он требует некоторой подготовки и таланта, а также большого количества краски различных цветов. Большие и красивые кереки рисуются чаще всего на заказ. Некрупные и забавные – для собственного удовольствия. Однако в любом случае процесс требует времени, удобного места и большого количества краски. Немногие рисуют кереки; как правило, эти художники практически не занимаются шрифтами (и наоборот). Размеры кереков – от квадратного метра до трех в длину и столько же в высоту. Количество цветов – не меньше 5 – 7. Желательно также наличие ровной и качественной поверхности.*
Добавлено (12.07.2009, 10.07)
---------------------------------------------
Кепы – это насадки на баллоны, отличающиеся по своему назначению. С помощью различных кепов можно создавать толстые, тонкие, спиральные, зигзагообразные линии; существуют кепы, которые выпускают сразу две или три параллельных струи. Европейские и американские граффитисты, рисующие на железнодорожных составах, часто пользуются кепом, который дает очень толстую линию (шириной в ладонь и больше)."
"Кэпы"
-Skinny Caps дают очень четкую линию. При наличии определенных навыков с помощью этих насадок можно добиться и очень тонкой линии.
-Fat Caps, название которых говорит само за себя (fat – «толстый», англ.), дают толстую линию. Существуют кепы, линия разбрызгивания у которых достигает ширины ладони.
Для создания законченного рисунка не всегда подходят кепы, которыми снабжает баллоны производитель: граффитисты в большинстве случаев используют краски, предназначенные для покраски автомобилей, а не рисования на стенах. Из этой ситуации существует два выхода. Вы можете использовать самодельные и покупные сменные насадки.
-Покупные (skinny, fat, outline, inline и др.) насадки плохи лишь тем, что их невозможно достать в России.
-Самодельные кепы изготавливаются граффитистами собственноручно. Для того чтобы краска выходила из баллона тонкой струей, можно воткнуть в кеп иглу от шприца, а затем заклеить место соединения иглы и кепа. Существует и другой способ: приставьте иглу к кепу тупой стороной и плотно припаяйте ее при помощи паяльника, так, чтобы не оставалось отверстий, через которые может проникнуть краска. «Игольчатые» кепы обладают одним существенным недостатком: они довольно быстро забиваются. Такого кепа хватает на выполнение всего двух-трех работ. Поэтому лучше использовать skinny – лини будут получаться не такими тонкими, зато четкими.
Можно также уменьшить ширину струи следующим способом. Обычно кеп состоит из двух частей: основной, несущей части и маленькой черной детали, из которой выходит краска. От диаметра отверстия в этой детали (среди граффитистов ее часто называют «пыжней») и зависит толщина струи. Чтобы уменьшить толщину струи разбрызгивания, нужно немного увеличить ее диаметр («раздраконить»). Для этого выньте «пыжню» из кепа и с помощью тонкой иглы слегка расширьте отверстие, проделанное в ней. Не переусердствуйте, поскольку слишком большой диаметр отверстия просто испортит кеп. Обыкновенная швейная игла не подойдет для этой цели – она слишком толстая. Необходимо довести диаметр кончика иглы до нужных размеров, обработав его с помощью точильного бруска или – еще лучше – точильного станка.*
Добавлено (12.07.2009, 10.07)
---------------------------------------------
-Первый шаг, играющий немаловажную роль в выработке индивидуального стиля райтера – это создание скетча, или наброска, который довольно полно отражает круг интересов того или иного райтера относительно граффити. Стиль райтера можно сравнить с почерком. Со временем он отшлифовывается и становится все более индивидуальным. Научить стилю невозможно, но в этом и состоит прелесть граффити.
-Вторым шагом является перенесение скетча с бумаги на стену. Это очень важный процесс, требующий наличия определенных навыков и умения. Подберите любой нейтральный цвет (желательно посветлее) и постарайтесь как можно точнее перенести набросок с бумаги на стену. Скетч представляет собой основу будущего рисунка. Даже опытные райтеры часто признают, что этот процесс является одним из самых сложных, ведь задача состоит в том, чтобы без искажений перенести изображение, увеличив его примерно в несколько десятков раз. Главное – следить за соблюдением пропорций; постоянно сравнивайте положение той или иной точки на стене с положением соответствующей точки на бумаге и наоборот. Не упускайте из виду соотношения величины букв и расстояний между ними. Мастерство придет с опытом.
-Третье: после перенесения контура на стенку можно приступать к заполнению внутреннего пространства рисунка. Цветовая гамма ограничивается только пределами фантазии и хорошего вкуса райтера. Следует помнить, что рисунок должен бросаться в глаза не только дизайном, но и цветовым оформлением. Однако не забывайте об индивидуальном стиле: это основное средство завоевания уважения других райтеров. Без выработки собственного стиля добиться уважения очень сложно, если не невозможно. Сбалансировать рисунок легче всего, «охлаждая» теплые цвета с помощью более холодных (оранжевый – синим, красный – зеленым), или наоборот, «подогревая» холодную гамму более теплой. В данном случае соблюдение пропорций необязательно: части рисунка, закрашенные тем или иным цветом, не должны прямо пропорционально соответствовать частям, закрашенным другими цветами.
-Четвертым шагом является создание фона для рисунка. Фон необходим по двум причинам: он убирает ощущение «отдельности» рисунка от окружающего пространства, помогает скрыть тэги или троу-апы, нанесенные на стену ранее, а также позволяет исправить некоторые неточности или ошибки, допущенные при закраске. Важный совет: если рисунок в целом выдержан в теплых тонах, то фон для него должен быть холодным или темным.
-Пятой частью процесса, одной из самых сложных, является нанесение окончательного контура, окантовки, определяющей окончательные очертания всего рисунка и форму букв. Чаще всего именно от окантовки зависит общее впечатление, которое производит на зрителя та или иная работа. На этой стадии очень важно быть предельно аккуратным, соблюдать правильную последовательность нанесения линий и их чистоту. Прежде чем начать выполнять окантовку, надо убедиться в том, что в запасе имеется достаточное количество кепов. Как известно, они часто засоряются, а четкую и аккуратную линию можно получить только с помощью чистого кепа. Спешить в нанесении окантовки – значит почти наверняка обречь себя на ошибку. С опытом в нанесения окончательного контура появятся и скорость, и аккуратность, но поначалу лучше придерживаться правила «тише едешь – дальше будешь».
-Шестой этап наступает, когда рисунок можно в целом считать законченным. По желанию вы можете добавить вторую окантовку или блики, которые помогут в создании ощущения завершенности рисунка.
Работа выполнена; теперь она является очевидным и материальным свидетельством опыта, прилежности и воображения своего автора. К своим работам стоит относиться самокритично: таким образом в следующий раз вы сможете исправить те недоработки и ошибки, которые, возможно, допустили в этот раз
Добавлено (12.07.2009, 10.08)
---------------------------------------------
· Собираясь на бомбинг, надевайте перчатки – на руках не останется следов от краски.
· Не стоит покупать дешевые баллоны: пострадает качество вашего рисунка.
· Перед тем как отправиться рисовать, четко определитесь, что именно вы хотите изобразить. Стена не терпит импровизаций – это не бумага.
· Краска – основной инструмент граффитиста. Самой популярной краской уличного художника была и остается аэрозольная нитроэмаль, которую можно приобрести в магазине хозяйственных товаров или на автомобильном рынке. При покупке удостоверьтесь в том, что никто не открывал баллон до вас.
· Баллоны лучше не использовать при температуре ниже 0. Зимой они ведут себя довольно капризно, да и руки могут примерзнуть к металлу. Лучше всего рисовать в теплую и безветренную погоду. Если дует ветерок, следует учитывать его направление и не рисовать против него.
· Перед употреблением баллон необходимо как следует встряхнуть, чтобы краска смешалась с растворителем, иначе вначале будет выходить именно он, а краска останется в баллоне и засохнет.
· Всегда готовьте краску и кепы заранее; при себе надо иметь пару запасных насадок
· Наиболее полная струя краски выходит только из вертикально направленного баллона. Если вы рисуете впервые – начните с тэга. Это должна быть цельная и стильная подпись, являющаяся образцом вашего индивидуального стиля.
· Перед выполнением крупной работы набросайте скетч, который позволит упростить воплощение ваших идей у стены. Полезно предварительно разметить стену маркером, мелком или краской.
· Если вы рисуете без специальных насадок, то толщину линии можно регулировать с помощью уменьшения или увеличения расстояния между стеной и баллоном. Баллон, расположенный ближе к поверхности, дает более тонкую линию и наоборот. Проводя баллоном вдоль поверхности стены быстро, вы получите тонкую рассеянную линию; с замедлением движения вашей руки цвет будет становиться более густым. Баллон нужно держать уверенно. Если вы станете слишком долго держать баллон в одной точке, краска потечет.
· Закрашивание происходит от светлых цветов к более темным.
· При закрашивании обязательно дождитесь, пока нижний слой краски как следует подсохнет.
· Не допускайте потеков и грязи – это признак низкого качества рисунка. После завершения работы не забудьте убрать за собой. Делать это следует не только из соображений культуры, но и из элементарной предосторожности – на дне любого баллона всегда найдется немного краски, с помощью которой кто-то из недоброжелателей может испортить вашу работу.
Добавлено (12.07.2009, 10.08)
---------------------------------------------
-ОЛД СКУЛ (1966 – 1985)-Принято считать, что эпоха старой школы (олд скул) длилась вплоть до 1984 года, когда на смену ей пришла новая школа (нью скул). Однако достижения периода зарождения граффити не должны быть преданы забвению: это наши общие корни. Сегодня огромной популярностью пользуются такие райтеры, как Loomit, Daim, CAN 2 и другие. Возможно, сейчас они переживают пик своей славы. К сожалению, мы редко задумываемся о том, что всё творчество наших современников, как и движение граффити в целом, базируется на достижениях мастеров периода конца 60-х – начала 80-х годов. Без них, пионеров райтинга, мы бы вряд ли выводили сумасшедшие сплетения букв или отправлялись по ночам на бомбинг. Как бы то ни было, каждый уважающий себя райтер должен знать историю движения, к которому принадлежит.
-Предыстория: 1966 – 1971-Термин граффити приобретает привычное для нас значение лишь в конце 60-х годов ХХ столетия. До этого надписи на стенах чаще всего делали политические активисты: с помощью тех или иных лозунгов они пытались привлечь внимание общественности к своим проблемам. Также граффити использовали уличные группировки криминального толка: таким способом они метили свою территорию. История подпольного художественного движения, со временем выросшего до уровня одного из видов современного искусства, берёт свой старт в Филадельфии, штат Пенсильвания, примерно с середины 60-х годов. Изначально граффити существовало исключительно в форме бомбинга. Райтерами, которые по праву могут гордиться первыми в истории бомбами, являются Cornbread и Cool Earl. Они исписали своими именами весь город и были удостоены немалого внимания со стороны прессы. До сих пор не вполне ясно, каким образом идея достигла Нью-Йорка: пришла ли она из Филадельфии или начала воплощаться в «Большом Яблоке» независимо.
-Начало: 1971 – 1974-Итак, спустя некоторое время после подвигов Cornbread, в Нью-Йорке стали появляться первые райтеры. Об одном из них в газете New York Times была напечатана целая статья. Героя статьи звали Taki 183 – под таким псевдонимом выступал Demetrius. Этот человек работал посыльным, и поэтому часто бывал в метро, что позволяло ему оставлять свой автограф (тэг) везде, где только позволяли обстоятельства. Появление столь необычных надписей вызвало немало внимания со стороны публики, как писали в NY Times. Невольно, TAKI 183 стал первым настоящим райтером, или даже первым королём граффити. Как бы то ни было, именно его имя возглавляет ряды участников, сформировавших новую субкультуру. Также огромной чести быть первыми райтерами удостоены JULIO 204, FRANK 207 и JOE 136. Эти люди наверняка даже не подозревали о том, что их проделки перерастут в явление мирового масштаба.
Затем движение стало интенсивно набирать обороты в кварталах Бруклина. С каждым днём он всё больше и больше покрывался метками уличных художников. FRIENDLY FREDDIE был одним из первых бруклинских райтеров, который прославился на весь город.
Все эти различные движения, возникшие в районах Нью-Йорка, объединяло ни что иное, как метро. Оно было едва ли не единственной связующей нитью между ними. Постепенно люди в одном конце города стали замечать то, что делают в другом районе, и надписи на вагонах метро стали приобретать характер соревнования. Граффити почти мнгновенно перекинулось с улиц на вагоны метрополитена. Конечно, это были в основном лишь тэги, и целью тогдашних райторов было написание своего имени наибольшее количество раз. Они садились в вагоны и насплошь убивали их своим именем. Продолжалось это не долго. До тех пор, пока кто-то не сообразил пробраться в депо, где можно проделать то же самое с небывалой продуктивностью, за меньшее время. Причём шансы оказаться пойманным там заметно уменьшались. Именно так и закрепились основные законы и методы современного бомбинга.
Спустя совсем немного времени, райтеров расплодилось такое количество, что для того, чтобы выделиться, необходим был какой-то новый способ. Первый заключался в разработке уникального, не похожего на другие, тэга. Именно тогда было выведено несчётное количество стилей написания своего имени. Райтеры украшали тэги всевозможными штрихами и звёздочками, придумывали совершенно новые, невообразимые формы. Большинство из них создавалось лишь для придания тэгу красивого внешнего вида, но иной раз они несли в себе даже некоторый смысл. Например, короны использовались райтерами, которые провозглашали себя королями. Наиболее известный в истории граффити тэг – STAY HIGH 149. В нём дымящийся косяк выбран в качестве перегородки буквы "H", а так же присутствует персонаж из известного телесериала "The Saint" (фотография справа)
Следующим шагом было увеличение масштаба рисунков. Райтеры стали воспроизводить свои тэги, увеличивая их в несколько раз. Стандартные насадки от краски были слишком узкими, и новые надписи, которые требовали больших усилий со стороны райтера, всё же визуально не намного опережали предыдущие. Поэтому райтеры стали увеличивать толщину букв, а заодно и обводить их контур другим цветом (аутлайн). Именно тогда многие обнаружили, что кэпы (насадки) от другой спрей- продукции могут позволить увеличить толщину линии. Всё это и послужило поводом создания masterpieces (pieces). Сложно сказать, кто был автором перывого "куска", но всё же считают, что таковым является SUPER KOOL 223 из Бронкса. Итак, новые толстые буквы позволили райтерам увеличивать тэги в масштабах. Многие стали совершенствовать дизайн своих имён, сначала используя всевозможные пузырики и точки, затем уже в ход были пущены звёздочки, завитушки, разноцветная заливка букв и пр. Ограничивалось всё это лишь воображением райтера.
Как раз в то время и произошёл очередной граффити-термин .designs. украшение букв изнутри. Иногда, если подворачивался случай, райтеры наносили свой "кусок" во всю высоту вагона (опять же считается, что пионером здесь был SUPER KOOL 223). Такие шрифты получили название .Top to Bottom (T to B). . т.е. сверху до низу. Добавление разноцветной заливки букв и увеличение масштаба рисунков были несомненными достижениями, но всё же эти куски очень здорово напоминали тэги, на которых они были основаны. Наиболее продвинутыми райтерами того времени были HONDO 1, JAPAN 1, MOSES 147, SNAKE 131, LEE 163d, STAR 3, PHASE 2, PRO-SOUL, TRACY 168, LIL HAWK, BARBARA 62, EVA 62, CAY 161, JUNIOR 161 и STAY HIGH 149.
Дух соперничества способствовал развитию совешенно новых стилей, которые заметно отличались от тэгов. Стиль Broadway (бродвэй), разработанный райтером из Филадельфии TOPCAT 126, повлёк за собой развитие надписей из блоков огромных наклонных печатных букв, названных block busters. Другой райтер, PHASE 2, позже изобрёл более мягкие и обтекаемые буквы, получившие название bubble letters. Бродвэй и баббл были самыми ранними стилями, сыгравшими огромную роль для дальнейшего развития граффити. Именно они дали впоследствии старт многим другим стилям. Вскоре начали появляться незатейливые сплетения букв различных форм с широким использованием стрелок, разрывов и прочих наворотов, присущих современному граффити. Все эти разработки стали сочетаться и послужили началом для Mechanical style (механического стиля) или, как сейчас принято, Wild style (дикого стиля) в сфере шрифтов.
Соревновательный характер в изобретении новых форм с применением разработок таких райтеров как PHASE 2, RIFF 140 и PEL не давал уличным творцам сидеть сложа руки. Началась самая настоящая война стилей. Некоторые райтеры, например всё тот же RIFF, брали уже готовые разработки и всячески их усовершенствовали. Райтеры FLINT 707 и PISTOL внесли немалый вклад в развитие шрифтов, придав им обьём. Их идеи стали для современного граффити уже выработанным стандартом
Этот ранний период творчества, естественно, не остался незамеченным. Социолог Hugo Martinez из одного городского колледжа уже тогда был озадачен легализацией потенциала райтеров. Основанная им организация United Graffiti Artists, cобрала воединое наиболее талантивых художников метрополитена и представила их творчество в традиционных рамках картинной галереи. UGA дала райтерам уникальную возможность представить свои работы во всей красе. Галерея Razor, открытая Хьюго Мартинзом при содействии таких известных райтеров, как PHASE 2, MICO, COCO 144, PISTOL, FLINT 707, BAMA, SNAKE, и STICH, обрела небывалый успех. Также масштабность нового искусства подтверждает статья, опубликованная в 1973 году в журнале Ney York, названная "Хит-парад граффити".
В 1974 году такие райтеры, как TRACY 168, CLIFF 159 и BLADE ONE предприняли первые попытки создания работ с сюжетом. Например, они сочетали шрифт с персонажами из различных мультфильмов. Граффити неслось вверх с невероятной быстротой.И вот уже к концу 1974 года на линиях метро стали появляться первые whole cars (шрифты размером во весь вагон). Здесь следует упомянуть заслуги AJ 161 и SILVER TIPS.
-1975 – 1977
Велечайший в истории бомбинг 1975-1977 Наиболее влиятельные события наступили с приходом 1975 года. Все правила и стандарты были установлены, оставалось только воспользоваться тем, что было изобретено первым поколением райтеров. К тому же на руку художникам было слабое финансирование метрополитена. Практически никто не следил за составами, и, разумеется, никто их не отмывал. Начался период, который вряд ли можно бы было назвать иначе, как Грандиозный, или даже Величайший в истории граффити бомбинг.
За эти годы граффити сделало небывалый рывок в своём развитии, приобрёв несчётное количество стилей. Whole cars стали для большинства райтеров просто обычной разминкой. В этот период выделяется новый термин . throw up. Throw up . это своеобразный быстрый стиль нанесения кусков. Он происходит от шрифта .bubble. и отличается в основном быстрой заливкой с интервалами между штрихами. Throw up приобретает огромную популярность среди райтеров, и имена, состоящие в основном всего лишь из двух букв, начинают с необычайной скоростью заполнять поверхности вагонов. В основном это происходит в секциях IND и BMT. Здесь следует отметить такие команды, как POG, 3yb, BYB TC и TOP. Королями throw up считаются TEE, IZ, DY 167, PI, IN, LE, TO, OI, FI aka VINNY, TI 149, CY и PEO. Растёт и соперничество среди райтеров. Сметая все мыслимые и немыслимые законы, художники порой умудряются оставить свой след просто в невообразимых местах! Как и пик whole cars, апогей thow ups приходится на 75-77 года. Следуя по стопам TRACY и CLIFFa, такие райтеры как BUTCH, CASE, KINDO, BLADE, COMET, ALE 1, DOO2, JOHN 150, LEE, MONO, SLAVE, SLUG, DOC 109 CAINE ONE заполонили нью-йоркскую поземку огромным количеством whole cars.
-Возрождение стилей 1978-1981
Новая волна воображения всколыхнула мир граффити в конце 1977 года такими командами, как TDS, TMT, UA, MAFIA, TS5, CIA, RTW, TMB, TFP, TC5 и TF5. Вновь запылала война стилей. Также это была последняя волна крупномасштабного бомбинга. В дальнейшем её прервёт организация MTA, которая объявит настоящую войну незаконным художникам. На Бродвее райтеры CHAIN 3, KOOL 131, PADRE, NOC 167 и PART 1 продолжали совершенствовать традиции PHASE 2, RIFF 140 и PEL. Позже CHAIN перекинется вместе с командой TMT на 2 и 5 линию, где, следуя традициям style wars, команда CIA убивает работы TMT. Именно там DONDI вместе с POSE будут противостоять DOSE и CHAIN. Активными райтерами того времени были также CASE 2, KEL 139, MARE, COMET, REPEL, COS 207, DURO, MIN, SHY 147, KADE 198, FED 2, REVOLT, RASTA, ZEPHYR, BOOTS 119, KIT 17, CRASH и DAZE. Райтеры LEE, CAZ 2, IZ, SLAVE, REE, DONDI, BLADE и COMET бились в сфере whole cars. SEEN, MAD, PJ и DUST оккупировали 6 линию, подарив ей множество потрясающих, чётко-сделанных whole cars. MITCH 77, BAN 2, BOO 2, PBODY, MAX 183, и KID 56 заправляли 4 линией. А FUZZ ONE умудрялся держать позиции на всех 7 линиях секции IRT. Команды CIA, TB и TKA создали огромное количество стильных работ в секции BTM.
( Комментарий: Лично я когда-то давно видел один американский фильм конца 70-х. Действие происходило именно в Нью-Йорке. Так вот, там промелькнул один короткий эпизод с метро. Это было что-то! Из глубины тоннеля выезжает. Нет, не поезд! А сплошное месиво, на котором, наверное, слоёв 10 всевозможных кусков. Там даже нельзя было что-либо разобрать! Я был поражён, честно говоря.)
Итак, в 1980 году настал переломный момент. Власти, наконец, взялись за тот беспредел, учинённый городском метрополитене. Работы стали беспощадно уничтожаться, а в депо иной раз райтера поджидали органы правопорядка. Многие тогда покинули затею с подземкой и принялись заниматься менее опасным творчеством . т.е. просто райтингом, которому с начала 70-х годов почти не уделялось внимания. В 1979 LEE QUINONES и FAB 5 FREDDIE открыли галерею в Риме вместе с Claudio Bruni. Далее, в 1980 году многие райтеры, спешившие продожить раскрытие своего творческого потенциала, перекочевали в такие известные места, как ESSES studio, Stephan Eins' Fashion Moda и Patti Astor's Fun Gallery. Именно эти галереи в будущем помогут распространению граффити по всему миру. К примеру, европейцы мигом подхватят новое искусство и продолжат у себя его активное развитие. В том же году показы работ DONDI, LEE, ZEPHYR, LADY PINK, DAZE и FUTURA 2000 раскрывают публике внутренний мир нью-йоркской молодёжи.
-1982 – 1985
Примерно с начала до середины 80-х граффити заметно тускнеет под влиянием нескольких фактов. Некоторые из них касаются этого искусства напрямую, другие же лишь косвенно отражаются на райтинге. Сильно сказалась эпидемия преступности, вызванная распространением наркотиков. В связи с появлением у многих уличных группировок оружия, ситуация на улице стала невероятно напряжённой. К тому же органы правопорядка свели продажу краски к минимуму и позаботились о том, чтобы в магазинах баллоны находились в запирающихся местах, откуда их нельзя было стащить. Ужесточились и наказания за незаконное нанесение рисунков. Но основным же неприятным фактором было увеличение бюджета метрополитена на борьбу с граффити. Депо и отстойники стали тщательно охраняться. Большинство из излюбленных райтерами мест оказалось недосягаемым. Власти возвели заборы, которые не позволяли райтерам пробраться к составу. Если же они взламывались, то их тут же приводили в порядок. Рисунки отныне могли прожить на стенах вагонов лишь несколько недель, если не дней. Всё это, естественно, заставило многих покинуть разрисовывание метрополитена. Но некоторые райтеры, наоборот, ещё больше загорелись мыслью о бомбинге поездов. Они приняли все эти меры, как вызов и решили ни в коем случае не сдаваться.
В связи с нехваткой мест для нормального бомбинга, они стали невероятно агрессивными по отношению к друг другу, расхватав все доступные депо и как бы завладев на них правами. В принципе разделение территории было уже давно не новым, но теперь оно стало ощущаться с невероятной силой. Если райтер шёл на дело, не имея при себе оружия, его могли сильно избить и отнять снаряжение. Так что отныне райтерам нужно было не только воображение, но и хорошая физическая подготовка. Команды стали походить на сплочённые бандитские группировки. Если они наталкивались друг на друга во время бомбинга, то схватки было не избежать. Такие места как The One Tunnel и The Ghost Yard стали свидетелями крупных разборок между райтерами. Так что работы убивались не только органами MTA, но и другими командами. Наиболее отличившимися райтерами, продолжавшими бомбить подземку, были SKEME, DEZ, TRAP, DELTA, SHARP, SEEN TC5, SHY 147, BOE, WEST, KAZE, SPADE 127, SAK, VULCAN, SHAME, BIO, MIN, DURO, KEL, T KID, MACK, NICER, BRIM, BG 183, KENN, CEM, FLIGHT, AIRBORN, RIZE, JON 156, KYLE 156.
Именно на такой ноте оканчивается период, названный олд скул в истории граффити, да и вообще в истории хип-хопа в целом
Добавлено (12.07.2009, 10.08)
---------------------------------------------
Чаще всего для создания рисунков применяется автомобильная краска. Их существует огромное множество, однако особого упоминания достойны лишь несколько марок, поскольку именно они являются наиболее распространенными на нашем рынке.
-"Характеристики красок приводятся в соответствии с принципом «от худшего к лучшему»."
1) King – наверное, самая отвратительная краска, которая сильно впитывается в стену. Ее покупать не следует. К тому же она быстро кончается, поскольку очень редко баллоны заполнены доверху.
2) Fiesta – по качеству и по цене подобна предыдущей. Палитра у нее побогаче, и впитывается она меньше. Может применяться для бомбинга, но не более того. Неплохой кеп дает довольно тонкую струю, поэтому после использования баллона его лучше снять и сохранить для следующего раза.
3) Touch&Tone – краска для отделочных работ. Меньше течет и впитывается. Дает широкую струю. Кеп имеет тонкий штырек, поэтому при использовании сменной насадки ее, возможно, придется подточить.
4) ColorWorks – хороший по качеству и количеству краски баллон, который имеет один существенный недостаток: кепы ColorWorks не подходят ни к Abro, ни ко всем остальным. Необходимо израсходовать всю краску за один раз, поскольку она часто засыхает в месте выхода из баллона, что делает его непригодным к дальнейшему использованию.
5) Abro – наверное, каждый начинающий граффитист в первую очередь сталкивается именно с этой краской, очень распространенной в России. Подходит для бомбинга, но не для более серьезных работ. Особенно часто с ее помощью выполняются серебряная заливка и окантовка черным цветом. Неустойчива к холоду, быстро начинает течь. Палитра скудная, но присутствуют нестандартные цвета. Баллоны снабжены неплохими кепами. Сохнет довольно долго.
6) Lada – отечественная краска; хорошая, но дорогая. В основном ее привозят из Финляндии, что и отражается на стоимости. Краска густая, палитра довольно разнообразная.
7) American Colors – краска хорошего качества. Выпускаются всевозможные виды баллонов: краски, препятствующие возникновению ржавчины, обычные, флуоресцентные, оттеночные. Прекрасное соотношение цены и качества.
8) ACE Hardware – продукция этой фирмы делится на краски для внутренней/наружной отделки и краски, препятствующие возникновению ржавчины (rust-stop). Последние всегда дают насыщенный матовый или глянцевый цвет; баллоны всегда содержат больше краски. Положительной чертой ACE является также многообразие оттенков.
9) Motip – акриловая краска с хорошей палитрой, заслужившая большое уважение среди райтеров. Густая, отлично ложится на стену. Линия разбрызгивания четкая и без бахромы. Обычно используется для создания ответственных и требующих качества работ.
10) Rust-Oleum (или Painter's touch) – очень хороший аэрозоль, каждый баллон которого снабжен толстым кепом. Все краски этого производителя препятствуют возникновению ржавчины, что делает их вдвойне ценными. Краска очень разнообразна по цвету и тону, насыщенна. Делится на три типа: classic, garden, heritage.
11) Montana – краска, созданная специально для граффити, поэтому работать с ней – одно удовольствие. Ложится даже на кирпич, не теряя при этом цвет. Разнообразнейшая цветовая палитра.
12) Krylon (не перепутайте с Crylon)– мечта всех граффитистов. По мнению большинства райтеров, лучше этой краски не существует ничего. У нас встречается крайне редко, поэтому проверяйте с осторожностью.
-Существуют также краски Champion, Flexa, American Fast Spray, Dutch Boy, Red Devil, Felton Expo Color, Sparvar, Belton, EX spray и др., однако они почти не встречаются у нас в России.