Рубрика "Это не хип-хоп!" прикрывается раскрученным названием, чтобы сделать акцент на артистах, которым здесь не уделяется много внимания. Все мы знаем, что бывает музыка, которая называется хип-хопом только потому, что другого жанрового определения ей пока не придумали.
Обычно она проходит по ведомству рэпа чисто номинально, а на самом деле обращается взором к совершенно другим материям. Никому ведь не придет в голову назвать то, что делает группа 2H Company или группа Why?, хип-хопом, хотя, казалось бы, почему бы и нет? Все элементы в наличии — ритмическая сетка, бас, даже речитатив, но шестое чувство подсказывает: что-то здесь не чисто, что-то здесь не так. Такое зеркальное отражение хип-хопа классического, "хип-хоп с вывихом".
О "вывихах" и прочих девиациях жанра будет идти речь в этой рубрике. Короче, все то, что обычно вызывает у музыкальных критиков восторг и овации, а у рядового слушателя рэпа – в лучшем случае, легкое непонимание.
И — поскольку в начале января никаких новых альбомов не выходит — полезно было бы вспомнить каким-нибудь добрым словом год ушедший. Чтобы не грузить умы тех, кто еще не отошел от новогодних торжеств, словами вроде "Sole And The Skyrider Band", "аквакранк" или "группа Dälek", предлагаю вспомнить самый, на мой необъективный взгляд, приятный момент 2009-го года, а именно: возвращение группы Кирпичи туда, откуда она вышла.
Кирпичи к концу десятилетия дошли до самой ручистой ручки: на альбоме 2008 года "Камни" они врубили настоящий хард-рок, лютый и утробный – ни дать ни взять, группа Pantera.
"Ах, где двухтысячный год и пластинка "Капиталиzм 00"?!" — стенали рэпперы постарше. А рэпперы помладше слушали 50 Cent или группу АК-47 и не замечали этих немолодых уже мужчин, ковыряющих на гитарах какие-то хеви-металлические риффы.
Между тем, им есть что ответить на вопрос "Что ты сделал для хип-хопа в свои преклонные годы?" Кирпичи ведь, особо не парясь за всяческие флоу и скиллсы, нашли свою оригинальную систему рифмовки на русском языке. Их речитатив пришелся по нраву деятелям альтернативного хип-хопа — тем самым, которых сложно упрекнуть в следовании канонам жанра. Схему эту модифицировал и отточил до совершенства Noize MC, а там уж пошли самые неожиданные последователи: вплоть до модной ню-рейв формации Narkotiki.
Кирпичи были славны именно своим ироническим обывательско-буржуйским настроем. Это их коллективный разум родил строчку "Как бы мне избавиться от вредной привычки – сигареты есть, но кончились все спички”, за одну которую можно простить группе все дальнейшие коловращения. Другое дело, что уже долго-долго ничем подобным Кирпичи не радовали. Но, вероятно, тот бог, которому поручено курировать выпуск хип-хоп альбомов, сделал так, что в сентябре 2009 года Вася Васин записал свой сольный альбом. Двойной. Под названием “Демонстрация достижений”.
Побитые рэпом. фото: kirpichi.ru
Собственно, говорить на страницах Rap.ru имеет смысл только о первой половине альбома — она-то и содержит тот самый хип-хоп, о котором так долго говорили большевики. На втором диске в избытке содержатся блюзы, баллады и другие рок-н-роллльные приблуды, тоже, разумеется, по-своему крутые, но мы их как-нибудь в другой раз разберем. А первый диск, повторюсь, сущий праздник духа для фаната олдскула.
За перевернутым с ног на голову джи-фанком "Передача с Невского проспекта" следует совершенно невообразимая эверластовщина "Реальный человек" (ну да, если Эрику Шроди можно читать рэп под перебор гитары, кто же запретит делать это Васе?). А потом дуплетом идут два разрывных хита — "Антикризисные меры" и "Скажите Е" (песня, которая так называется, просто обречена на хитовость, разве нет?).
В "Детективе" обыгрывается музыкальная тема из "Собаки Баскервиллей", в треке с длиннющим названием "Не силясь преуспеть за скоротечной модой" на подпевки вызывается упомянутый двумя абзацами ранее Noize MС, а самый смак ждет в конце – это вещица "Lingua Latina", в которую и не въехать без предварительной филологической подготовки.
Все минуса тут, как кажется, сделаны на простеньком софте: жужжащий синтетический бас, несколько нот на синтезаторе — минимализм примерно в духе первого альбома "Кровостока". Фокус в том, что людям, полюбившим Кирпичи в их рэп-ипостаси, ну вот совершенно не интересно, какой там продакшн у альбома Васи Васина. Они за его фирменными речевками сюда пришли, а не за модными битами. А речевок, хуков и панчлайнов в избытке: "Я не медийное лицо, я комедийное лицо"
Вернувшись к хип-хопу в сольном альбоме, Вася Васин еще раз проделал этот номер в составе группу. В ноябре 2009-го Кирпичи (уже полным составом) записали мини-альбом "Главклуб". Пять песен распространялись через Интернет, и был там хип-хоп на все случаи жизни. Трек утопический ("Мой клуб"), повествовательный ("Список дел") и даже социально-критический ("Фотограф Medved 75"). Звук стал более жирным, слышны гитары и живые барабаны — хотя лоуфайное качество записи все-таки ощущается. Самая же большая удача здесь — невероятно качевая вещь со строчкой "Я делаю рэп, так как рэп собирает".
На их концерт в "Главclub" прибыло 1200 зрителей — стало быть, действительно собирает.