Обычно, если музыкант имеет хороших спонсоров или достаточно раскручен, у него нет проблем со студийной записью на хорошем оборудовании, и звукопоглощение в такой студии бывает на должном уровне. Но бывает, что мы пытаемся записать фонограмму без студийных услуг (ну, допустим Вы начинающий музыкант и это лишь ваше временное увлечение, или Вы бедный студент…) Тогда достаточно трудно добиться приемлемого конечного результата. Итак, наскребли еле-еле на средненький компьютер, и вот, уже минусовка готова! Текст придумали, ну и решили сами, как бы это лучше сказать, спеть, спеть в микрофон.
А вот какой микрофон выбрать? Ну, можно посоветовать Shure Proloque стоимостью порядка 100 долларов, подходит почти что для любой крутизны исполнителя и из самых дешёвых, или, скажем Shure SM7.
Ну, а можно ли ещё проще, если на вышеописанный микрофон денег пока нет, а вы, скажем, решились записаться из принципиальных соображений? Что может помочь тогда?
Проще может быть, пожалуй, только гарнитура (микрофон с наушниками).
Давайте теперь посмотрим, что же происходит при записи чувствительным микрофоном типа Shure proloque в домашних условиях:
- Студийной (а часто и просто нормальной) тишины в обычной квартире просто так не добиться.
- Микрофон настолько чувствителен, что посторонние звуки просто поглощают ваше пение.
- Находясь практически в метре от системного блока, микрофон заглатывает ещё и все его шумы, а это треск винчестера, звуки охлаждающих системный блок вентиляторов.
- Требует наличия предусилителя, а иначе приходится просто ОРАТЬ! Какое тут пение, сипение получается, вот и предусилитель уже прибавьте.
Если пойти на крайности, обеспечить звукоизоляцию и подальше в уголок забиться, может и получится что-то приличное. Но нужен ещё один человек, звукорежиссер, работающий в паре с вокалистом, а вот такого, как обычно, нет.
А теперь посмотрим, чего можно добиться в аналогичных условиях, но используя простенькую гарнитуру. На эксперимент я пошёл, воспользовавшись гарнитурой AP-300VR производства весьма непонятного (MADE IN CHINA).
Цена её такова, что даже ребёнок, экономя на мороженом в течение месяца, может ее приобрести, ну а взрослый студент ещё быстрее, подумаешь, один раз на дискотеку не сходите.
Сразу сделаю оговорку: всё, что описано ниже, тестировалось при соединении этого комплекта гарнитуры со звуковой платой Sound Blaster Live! Value.
Итак, что лично мне понравилось в этом девайсе:
- Ну, естественно цена, сто пятьдесят деревянных.
- Классная посадка наушников, а вернее форма оголовья. Единственно, хрящики ушей устают примерно после ПЯТИ часов работы.
- Приятно удивили сочность и прозрачность звука, исходящего из головных телефонов. Сам же микрофон размещен на спуско-подъемном ручном механизме. Когда надо работать с микрофоном, выдаёте его вниз, и поехали.
- Никакого предусилителя, естественно, не нужно, микрофон и соответствующий вход карты Sound Blaster Live! Value оказались отлично сбалансированы.
- При записи вокала, даже в метре от компьютера, посторонние шумы не лезут в дорожку вокального трека, получается очень чисто. Результат - почти не хуже, чем у дорогого микрофона, а удобств просто море.
Ну вот, можно делать вывод. Впрочем, я не прошу вас уж так сильно кидаться бежать за гарнитурами и балдеть от них. Просто я сам, на своём опыте убедился, что и на простом микрофоне в сочетании с карточкой Sound Blaster Live можно сделать вполне достойную запись фонограммы, а позже сделать сведение в достаточно приличном качестве.
Единственный недостаток таких комплектов гарнитур это то, что звук минусовки может быть слышен в записи, но при дальнейшей обработке от этого можно полностью избавиться.
Теперь немного о записи и обработке вокала подручными средствами (по принципу минимум затрат - максимум качества):
1. Для записи вокала подойдет практически любой недорогой микрофон. Желательно, конечно, чтобы он был динамический, т.к. таковой менее чувствительный к посторонним шумам. Еще один минус у недорогих микрофонов ― шнур. Шнур, как правило, идет не экранизированный и поэтому при записи создается много помех. Значит, заменяем родной шнур экранизированным, желательно высокочастотный. В принципе, всё равно бы пришлось его удлинять, чтобы подальше от системного блока, значит лучше переделать сразу. Микрофон готов.
2. Записав файл в *.WAV формате, перекидываем его в редактор Adobe Audition. Выделяем фрагмент тишины, где видно небольшие помехи и шум (полностью при записи от них все равно не избавиться) и включаем функцию Noise Reduction. Затем сканируем, нажав клавишу Get profile from selection в открывшемся окне и нажимаем Close. Выделяем файл полностью, снова включаем Noise Reduction и жмем ОК. Все шумы убраны.
3. Далее нажимаем на вкладку Amplitude и функцией Dynamic processing, выравниваем звук. Можно работать плагинами, а можно вручную. В итоге должно получиться более-менее ровное изображение сетки звука.
Вот, впринципе и все. Осталось только обработать звук ревербератором и другими эффектами в зависимости от стиля и направления музыки.