Когда-то давным-давно, когда брат шел на брата, появился великий человек, и звали его Африка Бамбаатаа. Его лицо хранило несмываемую печать печали оттого, что наследники славной Африки, оказавшись в стране Америке, пришли в результате к тому, что дрались друг с другом как собаки за кусок мяса. И тогда он призвал всех к тому, что не нужно кидаться на представителей расы своей ни с палкой, ни с камнем, ни с прочим оружием – пролетариата или настоящим. Если ты хочешь ранить противника, или по-иному продемонстрировать свое превосходство, докажи это другими методами. И появился хип-хоп и стали люди мерятся силами в танце, название, которому брейк. И стали люди мерятся скоростью мысли, и владением острым перченым словом в дисциплине баттловый фристайл. И понравилось им это и стало это субкультурой, объединившей в результате представителей всех рас, национальностей и вероисповеданий. И многие поняли, что плохой мир, лучше хорошей войны. Так гласит легенда и в данном случае она близка к правде. Действительно, изначально хип-хоп задумывался как альтернативный способ выяснения отношений, что не могло не отразиться и на баттловой его составляющей. Понятное дело, что не всегда это получалось и частенько выяснение сводилось в результате к давно привычным методам, но сама идея жива и развивается до сих пор. Уже вовсе не обязательно в битве соревноваться в сквернословии и хамстве, уже стало можно, как ни трудно некоторым в это поверить, доказать свое превосходство красотой слога, величиной заложенной мысли, своим непосредственно речитативным умением – так называемыми скиллзами. Такими, например, как игра скоростями, интонациями, акцентами и ролевое исполнение (актерское перевоплощение).
Не меньшее, а иногда и большее значение имеет понятие "флоу", потому что против лома нет приема. Если исполнителем зачитано так, что голова слушателя при прослушивании вдруг сама по себе закачалась будто "китайский болванчик" в замедленной съемке, то трудно бывает отдать предпочтение сопернику такого исполнителя. Как известно, миром правит гармония, выражающаяся в сбалансированности добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти, юности и тлена. Так и в баттлах, играет роль грамотное сочетание различных составляющих, как то заложенный смысл, красота, свежесть и плотность рифмы, ритмический рисунок текста, подача, лингвистические изыски и прочие фишки. Самое главное, не забывайте, если у исполнителя есть свое лицо – это половина успеха.
Также не стоит забывать, что битва, есть битва, и здесь применимы как тактика, так и стратегия. Человек, дошедший до финала крупного баттла, как правило, за это время создает достаточное количество треков, которых хватило бы для заполнения EP (укороченный альбом). И важно рассчитать свои силы верно. С одной стороны не вылететь на подходе, пытаясь попридержать лошадей, с другой стороны не расплескать весь креатив до решающих схваток. В этом состоит стратегия. Что касается тактики, то всегда полезно иметь представление о сопернике, знать его сильные и слабые стороны, и в зависимости от этого решать, бить его на его территории его же оружием, или противопоставить свой уникальный метод. И главное не забывать, что мы живем в век интеграции и комплексных подходов. Каменный век остался позади, да и мы не первобытные люди. То, что происходило на заре проведения баттлов МС, уже не является единственным и исключительным для всех законом, обязательным к исполнению.
И да пребудут с вами позитив и креатив, во имя дающего выход вашему голосу микрофона!