20:49 Многоточие |
Вне всякого сомнения, они были явлением не только в пространстве русского рэпа, но и вне его. Если и есть исключения из правил в повседневной жизни, то группа «Многоточие» как раз была таким исключением… Жёстко отстаиваемое независимое мнение, идеи и принципы в творчестве с одной стороны и абсолютное нежелание «раскрутиться», стать частью системы «шоу-бизнеса» с другой должны были создать предпосылки к коллапсу в развитии коллектива. Однако, как ни странно, «Многоточие» стали одними из немногих, кому удалось приобрести статус «культовых» андеграундных исполнителей и в то же время настолько обширно распространить результаты своего творчества на территории России и СНГ, что этот самый статус стал некоторыми лицами подвергаться сомнению. Ну действительно: разве может андеграундная группа, сознательно отвергающая все ходы по собственному промо, в том числе съёмки фото и видео (даже на концертах), жёстко отстаивающая свои взгляды в творчестве, добиваться такого успеха, когда их записи распространяются через дистрибьюторскую сеть с моментальной скоростью почти неограниченными тиражами (которым не то что рэпперы, а и некоторые представители попсы позавидуют), когда само название коллектива становится успешным «брендом», обеспечивающим почти стопроцентную реализацию? Как оказалось, может. И основным фактором такого нонсенса является «народная любовь». Ага, та самая! Что получилось: без всяких хит-парадов, мельканий по «ящику», вручения наград и так далее только в 2006 году группа «Многоточие» дала порядка 20 с лишним выездных концертов. И это при одном из самых жёстких райдеров среди всех рэп-коллективов России и при одном из самых высоких гонораров за выступление наряду с Bad Balance и «Кастой». Самое интересное, что концерты проходили в основном не в крупных городах, а в глубокой провинции: от Иваново, Череповца и Белорецка до Алметьевска, Сургута и Южно-Сахалинска. Это и есть один из факторов «народной любви» и признания, когда группу приглашают выступить за тысячи километров от дома. Это тем более удивительно, если знаешь об общем «плачевном» состоянии русского рэпа, и не только «концертной» его сферы. Для того чтобы лучше понять, как такое могло произойти, следует вернуться к историческому началу. Датой образования коллектива следует считать 15 ноября 1998 года. С тех пор состав команды неоднократно менялся, но в основании находились Руставели, Кинг-Конг, Кузмитчъ, Тюха, MC L.E. и dj Hassan. С течением времени в группу также «записали» L. BeeeATCH, Гену Грома AKA Большой и Димона. Настоящие имена всех персонажей узнать затруднительно, потому что они их стараются тщательно скрывать. Это потом участники «Многоточия» выстроили свою политику поведения и развития командного творчества, а в самом начале они были одними «из». То есть одними из тысяч других рэп-коллективов и исполнителей, которые пытались заявить о себе. Одной из таких заявок на победу стало приглашение участвовать в программе фестиваля «Rap-Music 99». Опять же - это потом они вошли в конфронтацию с Bad B. Альянсом и их представителями, а тогда им было по 20 с небольшим лет, а некоторым и 20-ти ещё не было, и сама ситуация ещё не созрела до такого развития отношений, так что группа это приглашение приняла. Выступали они в конкурсной программе под номером 9 (то есть предпоследними, перед группой «Бланж») втроём: Руставели, Кузмитчъ и Кинг-Конг. Начинали они своё выступление достаточно провокационным треком «Бошки», в котором уже тогда слегка «укололи» Лигалайза и Шеff’a. Вообще, они были единственными среди всех команд, кто решился на такой поступок, в них уже тогда просыпался свой взгляд на многие вещи, и он не всегда совпадал с мнением большинства. Несмотря на то, что в их репертуаре уже тогда прозвучал будущий хит «В жизни так бывает», они «пролетели». Нет, они выступили неплохо, просто после них выступали «Бланж» и убрали всех. А поскольку от Москвы на фесте было представлено три команды (была ещё группа «Экипаж»), то в суперфинале на баттле сошлись именно «Бланж» и «Каста». Но уже в следующем 2000 году на альтернативном «Рэп-Мьюзику» фестивале «Микро 2000» группа «Многоточие» берет Гран-при. Для сравнения: на прошлом фестивале такой же приз выиграла группа «Ю.Г.» В том же 2000 году на сборнике «Голос улиц 2» (издатели - «Хип-Хоп Инфо» и студия «Монолит») выходит один из первых синглов группы «В жизни так бывает». И в том же году активизируется работа команды по записи материала для дебютного альбома. Сам диск вышел в 2001 году и получил название «Жизнь и свобода». Вот уже с выходом дебютной пластинки по-настоящему и появилось «Многоточие» как коллектив со сложившимся лицом и особым взглядом на творчество. Эта особенность проявлялась в том, что участники группы как будто «дышали ядом» в ответ на весь тот негатив, который их окружал: это общество, разложенное вирусом потребления, эти правительство и власть, занимающиеся подменой понятий и «оболваниванием» народа, эти продажные СМИ, готовые за монету изобразить и изгадить всё что угодно, эти законы, рамки и процессы, которые позволяют всему этому существовать. Тексты были построены и сотканы из таких словарных форм и оборотов, которые наиболее полно и ярко подчёркивали чёткую позицию авторов к наболевшим проблемам. При этом они не были лишены поэтической образности и красоты слога, но главное: в них была некая изюминка, которая прочно входила в сознание большинства подростков, как нож в масло, подчиняя их и настраивая на идеи группы. Как оказалось впоследствии, эти идеи были не чужды и людям старшего и зрелого возраста. Наряду с «социальными» темами в альбоме присутствовали и лирические нотки, что шло только на пользу, ибо одной «чернухой» долго сыт не будешь. Музыкальная часть альбома «Жизнь и свобода» была под стать каждой теме и, в принципе, достаточно гармонировала с текстовой частью. Но опять-таки - были затронуты такие «струнки», которые позволяли некоторым трекам становится чуть ли не шлягерами, как, например, «В жизни так бывает». В 2002 году «Многоточие» выпускает свой второй альбом «Атомы сознаниЯ». В нём они закрепляют фирменный почерк, когда в альбоме идёт основной трек, а затем так называемая «междутема» - и так на протяжении всего диска. Сам альбом получился просто шедевральным. Отклики фанатов были в самых восхищённых тонах. Музыкальная составляющая стала более качественной по звуку, альбом получился более разнообразным, появились гитары. Тексты в некоторых треках стали ещё жёстче и проницательнее, чем в первом альбоме. «Щемит в душе тоска» моментально становится хитом. В 2003 году «Многоточие» выпускает свой третий командный альбом «Неномерной», демонстрируя этим завидное постоянство в творчестве и работе в отличие от большинства отечественных рэп-исполнителей. Несмотря на то, что на этом диске встречались песни, уже звучавшие на втором альбоме, практически каждый трек имел своё неповторимое лицо и окраску. Песня «Ветрами» придавала лёгкий налет романтизма всему альбому. Наряду с традиционными социальными треками присутствовала и композиция «ЁП-Т», которая выделялась из остальных тем, что в ней поучаствовало подавляющее большинство коллективов и исполнителей, собравшихся вокруг группы «Многоточие». Весь альбом получился настолько разнообразным в плане идей, текстов, музыки, исполнения, воплощения, насколько и цельным и грамотным. Нужно отметить, что начиная со второго альбома группа выпускала свои релизы на студии «Монолит» и общая сумма продаж била все рекорды русского рэпа, что открывало коллективу «кредит доверия» со стороны руководства студии. Отчасти благодаря этому обстоятельству, а также тому, что участники группы думали не только о себе, но и имели желание помочь близким к ним перспективным коллективам и исполнителям, ими было принято решение о создании лейбла Dots Family Records с последующей промоутерской деятельностью. Результатом такой деятельности стало то, что в 2003 году ещё до выхода «Неномерного» D.F.R. выпустили 4 сборника «Хип-Хоп Квартал» (каждый номер включал в себя своеобразный «отчёт» за три месяца года). На сборники попали как приближённые к «Многоточию» коллективы и исполнители, так и молодые, неизвестные и перспективные команды, которые присылали свои демо-записи по почте или отдавали их во время концертов. Кроме этих сборников, Dots Family Records в 2003 году выпустил: «Кусок жизни пяти годам равен» от образования коллективов под маркой «Многоточия» - «Третий путь» (туда также входили White Hot Ice, M. Squad и «Отверженные»), альбомы «Игра-Фуфло» группы M. Squad и «13 Воинов» группы «Отверженные». Это вместе со своим сольником всего за один год. В дальнейшем на D.F.R. продолжали выходить сборники «Хип-Хоп Квартал», «Dots Family Fuckt», «Рэп Опыты», а также проект «Третий путь». Кроме того, были выпущены альбомы следующих групп и исполнителей: «Иезекиль 25:17», «Джип», «Окна», «Отрицательное влияние», «Смена мнений», «Красное дерево», MC L.E. Всё это вместе с активной концертной деятельностью и помощью в размещении материала малоизвестных рэпперов. Следует отметить также и такой факт, как взаимоотношения семьи группы «Многоточие» и остального отечественного рэп-сообщества, включая и артистов. Мягко говоря, отношение было антагонистским. Одной из главных проблем в отечественном рэпе является принадлежность к той или иной тусовке. Это когда исполнители объединяются в некий конгломерат под общей идеей или по творческим принципам. В последнее время именно по такому принципу формировались наши рэп-лейблы. Как следствие, вокруг таких творческих объединений собираются и верные поклонники, которые ведут непримиримую «войну» против других аналогичных объединений, в основном на профильных интернет-форумах. Это вообще-то нонсенс, когда представители и носители одной культуры «гонят» друг на друга вместо того, чтобы объединиться и «двигать» культуру сообща. И так уж сложилось, что формирование вокруг группы «Многоточие» из-за их концептуальной позиции как в жизни, так и в творчестве, оказалось под ударом практически всех сторонников других рэп-тусовок и конгломератов. То ли это была обыкновенная зависть, то ли другие факторы, но основными причинами и мотивами такой нелюбви к коллективу и их творчеству были обвинения в якобы «попсовости» звучания, «примитивности» исполнения, «косноязычии» в текстах, «подмене понятий» адеграундной идеи, когда все должны быть «внизу» и не высовываться. Эти же обвинения сыпались (и, кстати, продолжают сыпаться) от «умников, знатоков и ценителей настоящего рэпа» в адрес поклонников творчества группы. Стоило кому-нибудь заявить о том, что он слушает Многоточие, как тут же со всех сторон начинали «прессовать» несчастного, обвиняя его в «галимом» вкусе и том, что он не «шарит». И вообще: «Многоточие - это отстой для малолеток!». Чтобы во всём этом разобраться, нужно внимательно изучить концептуальную составляющую идей и творчества группы «Многоточие». По немногочисленным интервью и тому минимуму сведений, которые можно о них найти (о причинах отсутствия обширной информации и вообще таком «аскетизме» и «затворничестве» читайте ниже), получается обобщить информацию и сделать следующие выводы. Само название коллектива «Многоточие» означает управление силой мысли. Обозначение некой недосказанности и многозначительности, что ведёт к поиску ответа на вопросы самим слушателем. Второе значение - это поиск ответа на то, что остаётся после смерти, что скрыто за глубинами сознания, за тяжестью понимания, за ложью и системой мира, в котором мы живём… Уже в самом названии коллектива закладывались продуманные фундаментальные принципы и основы будущего творчества. Но любое творчество невозможно без идей и людей, которые эти идеи формируют и реализуют. Если рассмотреть идейную позицию Руставели, неформального лидера объединения «Многоточие», мы получим следующую картину. Сам Руставелли и остальные члены группы имеют высшее образование. Общность взглядов и идей сформирована из творчества Джима Моррисона и группы Doors, Петра Мамонова, Владимира Высоцкого, группы «Кино», группы «Король и Шут», Анатолия Крупнова и др. Кроме того, значительно влияние оказали и произведения следующих писателей: Джон Колеман, Кен Кизи, Энтони Бёрджесс, братья Стругацкие, Сергей Довлатов, а также Климов и Пелевин. Как такая личность (Руставелли) могла оказаться под воздействием тяжёлых наркотиков? Ответ на этот вопрос неизвестен. Но есть ответ на другой вопрос: как удалось преодолеть страшную зависимость? А удалось как раз благодаря тому, что духовно личность переродилась, прошла «ад» фильтрации сознания и, как следствие, обрела силу воли и духовную независимость. В своём последнем интервью Руставелли признаёт тот факт, что бывших наркоманов не бывает, и предлагает свой способ уходить от жизненных и моральных проблем через спорт. Именно отсутствие пропаганды здорового образа жизни он называет стратегическим упущением государства и общества и предостерегает молодое поколение от совершения ошибок на собственном примере: лучше никогда не начинать! Эта позиция заслуживает глубокого уважения. Далеко не каждый готов признаться в собственных промахах, начать исправляться, достичь результатов и за это агитировать. Возвращаясь к анализу концептуальной составляющей творчества группы «Многоточие», ниже приведена выдержка из интервью, которое появилось вскоре после выхода альбома «Атомы сознаниЯ». Вопрос касался как раз творчества группы. «Наши песни мы пишем в первую очередь для себя… Ну, и для близких нам людей. Это самовыражение и впоследствии самопознание… Мы концентрируем свои мысли об окружающем нас мире, придаём всему этому словесную форму, пишем под слова музыку с подходящим настроением и зависаем от происходящего момента творения… Мы считаем, что настоящая поэзия 21-го века должна быть жёсткой (согласно времени) и максимально правдивой… Каждый, кто нас слышал, находит что-то своё в наших темах, и мы этим вполне довольны!». Теперь становится понятно, почему в процессе творческого развития участники группы определили именно такую направленность своих усилий. Творчество как форма протеста против устоявшихся норм и моралей общества находит глубокий отклик в сердцах поклонников таланта группы. Одним из основополагающих факторов негативного отношения со стороны некоторых рэп-артистов к группе «Многоточие» были заявления о том, что коллектив совершенно не стремился к покорению шоу-бизнеса. Участники группы сознательно игнорировали все пиар-кампании. Совершенно не велись промоработы: фотосессии, съёмки видео и их дальнейшее размещение. Вообще, «Многоточие» принципиально не признавало каких-либо иных способов популяризации коллектива, кроме как через творчество, которое создавалось, прежде всего, для самовыражения. Очевидно, что такая принципиальная позиция была вызвана, скорее всего, тем, что участники коллектива однозначно решили и в творчестве, и в способе его реализации придерживаться жёстких правил выбранной линии поведения. Отрицались также любые попытки «заработать слева» на имени коллектива. В райдере команды был прописан пункт, не подлежащий обсуждению, в котором организаторы выступления группы обязывались не допускать не санкционированных коллективом фото- и видеосъёмок. В противном случае концерт останавливался, и вина за срыв ложилась на организаторов гастролей. Как этот пункт удавалось соблюсти, когда в каждом втором телефоне у зрителей встроена видеокамера, остаётся загадкой. В общем, многих раздражала такая принципиальность участников коллектива. Ну как же: «Мы здесь себе жопу рвём, сил не жалеем, а они ни черта не делают и продают альбомов больше всех, гастролей - немерено, и люди их знают и любят!». Вследствие такой принципиальной позиции у группы «Многоточие» не было обширных и тесных контактов с представителями остальных рэп-лейблов России, да они и сами к этому не стремились - другой работы хватало. С кем они творчески пересекались, это White Hot Ice (их давний кумир) и D.O.B. в лице Sir J и Джипа. Вот примерно при таких раскладах группа «Многоточие» и их лейбл Dots Family Records плодотворно просуществовали почти до 2007 года. Если отследить динамику работы коллектива по их релизам, то мы увидим, что начиная с 2005 года сперва незаметно, а к 2006 году всё более ощутимо команда начинает сбавлять обороты. Меньше выходит сборников, меньше появляется полноценных альбомов от команд-сателлитов, работающих под крылом «Многоточия». Может быть, отчасти это было связанно с активной гастрольной деятельностью коллектива… Как бы то ни было, в середине декабря 2006 года распространилась информация о том, что «Многоточие» как коллектив прекращает своё существование. Вскоре на официальном сайте Dots Family Records появилось обширное интервью Руставелли, подтверждающее распад коллектива. Подробных ответов о причинах, приведших к распаду, получено не было. Было лишь пространно заявлено, что Кузмитчъ устал быть Кузмитчём (что именно это означает - неизвестно), а Гена Гром решил плотно уйти в юриспруденцию и прекратить творческую деятельность. MC L.E. из-за последних изменений в отношениях между Россией и Грузией был вынужден покинуть Москву и вернуться на родину, став заложником очередных политических раскладов. L. BeeeATCH уже два года как вообще не выходит на связь и не участвует в делах коллектива… Кроме того, в 2006 году ушел из жизни самый близкий друг и соратник Руставелли, стоявший у истоков создания команды - Кинг-Конг. Естественно, это тоже отразилось на принятии решения о закрытии группы «Многоточие». Одновременно с этим Руставелли объявил о том, что в конце февраля 2007 года должен выйти последний четвёртый альбом (не имеющий пока названия), который, по сути, является больше сольной работой Руставелли, чем командны. «Многоточие» как группа и завершит выходом этого альбома свой творческий путь. Dots Family Records превращается в независимый, действующий только для внутренних проектов лейбл. Скорее всего, это означает сворачивание обширного фронта работ. Вообще, из интервью Руставелли видно, что человек морально устал и прошедший год был для него напряжённым и непростым. Он не исключает возможности творческой самореализации в будущем, но ясных ответов нет, и когда они будут - неизвестно. Хочется надеяться, что этот период ожидания не затянется. Во всяком случае, многочисленные поклонники «Многоточия» как-то вмиг «осиротели», и для них это стало большим ударом. Конечно, четвёртый альбом своей «лебединой песнью» в какой-то мере успокоит их «аппетиты», а дальше? Да, остались группы и исполнители, которые входили в семью «Многоточия», такие как MC L.E., «Красное дерево», Fat Complex, «Окна», «Пили Гримы». Но вот смогут ли они «подхватить знамя»? Кто придет на смену «Многоточию» и придёт ли вообще? Группа «Многоточие» даже в конце своего творческого пути назло всем злословящим (снова каламбур!) осталась верной своим принципам и традициям. Другие могли бы использовать подходящий случай: на раскрученном бренде «срубить» побольше бабла. Штамповать кучами «последние» альбомы и маловразумительные сборники или вообще не убивать курицу, несущую золотые яйца, и «давить» имя по максимуму. Но парни на деле подтвердили свои жизненные принципы и устои. За что им отдельный респект! По-другому они бы и не смогли. Да по-другому «Глупо было бы»! P.S. Нам всем ещё предстоит понять и разобраться в том наследии, которое они нам оставили. Как будто готовясь и предвидя свой скорейший уход, они успели подготовить и выпустить в МP3 два полных издания «Все альбомы» (а всего за карьеру они подготовили и выпустили около 30 альбомных релизов) - для всех ценителей, поклонников и тех, кто будет знакомиться с ними впервые. Уже сейчас чувствуется лёгкая грусть и ностальгия по тому, что уходит целый пласт культуры, целая эпоха… Участники «Многоточия» были и остаются образцом независимости от разных стереотипов. Более того, им удалось на собственном примере «заразить» многих - а это дорогого стоит, такое не забывается и достойно уважения |
Категория: M-N | Просмотров: 492 | Добавил: E[R]OSH1 |
Молодежный онлайн портал Казахстана
Главная » 2010 Апрель 2 » Многоточие